Контакты
Наши контакты:
Телефон: +38 (050)336-66-50
Мобильный: +38 (093) 581-51-60
E-mail: bav07bav@gmail.com
Золочение
История возникновения золочения
Давайте же разберемся, что это за процесс такой, «золочение», какие есть у него разновидности. Если верить истории, способность золота быть пластичным открыли древние индусы. Именно они стали делать тончайшие золотые листы, тоньше волоса, и покрывать ими всякие ритуальные предметы. Потом рецепт распространился на Восток, где уже его присвоили египетские фараоны для украшения своих гробниц, носилок и т.д. Одним из наиболее ранних письменных свидетельств позолотных работ содержит Луккский манускрипт VIII века. В этом сборнике рецептов подробно описан рецепт приготовления полимента – основы под позолоту. Этот материал готовили из «тонкого» гипса и армянского болюса с добавлением к ним небольшого количества меда.
Подобные учения можно встретить во многих трактатах и манускриптах. Наиболее подробный свод правил содержит трактат Ченнино Ченнини. Специалист живописи эпохи Возрождения посвящает несколько глав процессу золочения сусальным золотом по жесткой основе — грунту под позолоту, составленному из армянского болюса, стираемого с взбитым белком, разведенным водой. Этот состав наносили кистью на гипсовый грунт до трех-четырех раз с небольшими перерывами. Рассказывает мастер и о самом золочении, рекомендуя покрывать сглаженную, а лучше отполированную волчьим клыком болюсную подготовку сбитым с водой яичным белком, и на нее тогда класть листочки сусального золота.
Мастерство золочения осваивали во всем мире, но особое развитие это искусство получило в Киевской Руси. Традиция благоукрашения храмов золотом пришла к нам из Византии. Православные купола, Православною икону сегодня трудно представить без золочения. Золото на Православных святынях и убранствах – это отражение лика Божьего.На территории восточной Европы зафиксировали такое золото вначале ХI столетия, тогда и назвали его сусальным. Сусальное — это настоящее золото, расплющенное до нескольких микрон, гибкое и послушное, обладающее всеми свойствами золота обычного. В том числе красотой, блеском и долговечностью. На Руси позолотное мастерство развилось настолько, что славянский опыт золочения выделился в отдельную школу с уникальными методиками и секретами, не находящими аналогов в других позолотных школах. Со временем способы золочения совершенствовались, а сам метод украшения тончайшим золотом все шире применялся, достигнув своего расцвета в XVIII в. Золочение было неотъемлемой принадлежностью славянской иконописи на протяжении всего ее многовекового существования. Начиная с первых икон, мастера использовали все основные приемы золочения. «Буде золотить или серебрить, - говорится в одном из поздних списков иконописного подлинника, — на доску накласть пластми, т. e. листочками золота или серебра, и клеем житким подлить. И no доске всей пройде. И высушить. И по сушении загладить косткой и зубом неким таже. Таже яичным белком с водой смесить и кистью помазать» [Свод, рук. 112(2)].
Сотни лет способны продержаться золотые листы на улице, несмотря ни на какие природные условия. Мы видим их в первую очередь на куполах церквей. Но не знаем, как жестоки были первые рецепты.
Называлось оно «Ртутным золотом». Как только мастера заметили способность золота растворяться в ртути, стали использовать этот метод. Растворяли, затем нагревали смесь, ртуть испарялась, и оставалось золото. Горячим золотом покрывали купола. Было замечено, что пары ртути ядовиты, но кто тогда считал крепостных людьми? Только при золочении куполов Исаакиевского собора в Петербурге вначале уже ХIХ (!) века 60 мастеров погибли, отравившись парами ртути, такая печальная статистика.
Еще золото, варьируя разные химические соединения, наносили на готовую фарфоровую и стеклянную посуду, и затем, прокаливая в печи, получали тончайший золотой узор. Древние индейцы брали сплав меди и золота, и, окисляя, удаляли медь.
В ХIХ веке изобрели гальванический метод, при котором изделие покрывают химическими растворами, пропуская через них электрический ток. На поверхности остается слой золота. До сих пор ювелиры, и не только они, используют этот способ. Еще один вид, называемый «Хлорное золото» — в фарфоровую емкость ложится кусок золота, заливается «царской водкой» (смесью кислот), и золото растворяется, образуя такую себе «золотую водичку». В эту водичку макается ватка, сжигается и получается золотой пепел — порошок золота. Насыпается этот пепел на кусочек натуральной замши, капается чуть уксуса, и втирается в любую чистую поверхность. Это есть золочение натиранием. Если вас не успеют выгнать из дома, вы будете потрясены красотой результата. Но все же лучше использовать менее экстравагантные способы — листовое золото, пленку, краску, пасту, аэрозоль, лак, поталь.Самый, пожалуй, известный и широко употребляемый метод — это листовое золото. До сегодня специалист, который называется мастером-золотобойщиком, использовал старинные методы. Золото многократно то нагревали, то расплющивали специальными молотками, перекладывали листы то пергаментом, то внутренней оболочкой бычьих кишок (от такого запаха тоже можно умереть!). Руками к листам, которые после каждой операции утончаются, прикасаться нельзя, только пинцетом или кисточкой, а руки в перчатках. На выходе из одного кусочка золота получались тысячи золотых листочков. Даже наполовину автоматизированный процесс, на самом деле очень трудоемкий! В красках, лаках, потали, пасте – золота, как такового, нет вообще.
Способы и техника золочения
Золочение на мордан или масляное золочение
Масляное золочение — наиболее простой по технике выполнения и наиболее распространенный способ позолотных работ. Масляным этот способ золочения называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак, называемый иногда еще лаком-морданом. Иногда такой метод называют еще золочением «на отлип», так как лист кладется тогда, когда лакированная поверхность сохраняет еще клеящие способности. Состав лака под позолоту может быть различным и зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет или поверхность, т. е. будет ли он подвергаться атмосферным влияниям или нет. Масляное золочение может быть произведено по любой поверхности: по дереву, по гипсу и по металлу, и выдерживает любые условия, вплоть до суровых атмосферных .
Золочение куполов, металлов
Золотые купола испокон веков украшали города Великой Руси. Для православного человека золотые купола символизируют вечность и небесную славу. Золотом на Руси покрывали купола главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю. В то же время золоченые шлемовидные купола напоминали о святом воинстве и духовной брани, а луковичные, так похожие на пламя свечи, словно обращались к верующим словами Христа: "Вы — свет миру!".
Традиция украшения церквей и храмов золотыми куполами восходит к Византийской империи. Впоследствии золочение куполов храмов стало традицией и на крестившейся Руси.
Золочение куполов, золочение металлов всегда было крайне трудоёмкой и тонкой работой. Мало того, в прошлом работа золотильщика куполов была просто опасна. Использовался старинный метод огневого золочения, при котором происходит диффузия золота в металл. При огневом золочении металла брали ртуть, в которой растворяли золото, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали. Ядовитые испарения ртути медленно отравляли золотильщиков. Так, при золочении куполов Исаакиевского собора было израсходовано 100 кг золота и умерло 60 мастеров-золотильщиков.
Впоследствии для золочения куполов стали применяться более безопасные технологии. Одна из них, «сусальное золото» — золочение на лак «мордан». При этом используются тончайшие золотые пластинки (представляют собой листы золота в тысячные доли миллиметра, толщиной в десять раз тоньше человеческого волоса), которые вкладываются в специальные книжки, между листами очень тонкой бумаги. Сусальное золото в них всегда одного размера - 91,5х91,5 см, но может быть разной толщины — от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Тонкое золото — 1-2 г - применяется для внутренних работ — золочения рам, киотов и др. Золото с лигатурным весом 2—5 г используется для золочения куполов, внешнего декора, скульптуры. Например, фонтан «Самсон» в Петродворце покрыт 5-граммовым сусальным золотом.
Золочение куполов этим методом очень трудоемкое, важны вопросы температуры, влажности. При масляном золочении по металлу, последний необходимо тщательно очистить и обязательно обработать со свинцовыми белилами или свинцовым суриком. Шпатлевание необходимо производить только лаковой шпатлевкой, грунт накладывать свинцовыми пигментами на масляных лаках. Золото желательно применять не менее чем категории 2,0 г. в книжке. При масляном золочении чаще всего применяют так называемый гульфарбенный лак, представляющий собой смесь масляного лака с натуральной сгущенной олифой. Для ускорения высыхания в лак вводят сиккатив. Разбавляют его до рабочей вязкости скипидаром или уайт-спиритом.
Золочение по дереву и гипсу
Прежде всего, дерево должно быть сухим и чистым, а все сопряжения - его прочно склеены. Места сопряжений необходимо оклеить тонкой бумажной материей, сучки и засмолы вырубить и заделать деревом на клею. Учитывая стоимость позолотных работ, необходимо понимать, что деревянный предмет, подлежащий золочению, должен быть выполнен профессиональной столярной или резной работой.
После такой столярной подготовки дерево подвергается прошкуриванию, обтирке от пыли и обработке горячей олифой. В олифу могут быть добавлены свинцовые белила или свинцовый сурик. Когда олифа достаточно просохнет, дерево подвергается шпатлевке. Шпатлевку желательно делать из свинцового глета или сурика и, в крайнем случае, из очень тонко помолотого мела, на масляном лаке на основе натуральной хорошей олифы. Прямолинейные поверхности шпатлюются стальными или деревянными шпателями, а криволинейные со сложным рельефом шпатлевать необходимо эластичным резиновым шпателем.Количество слоев шпатлевания регламентировать трудно, этот вопрос зависит от достигаемого качества, в соответствии с требованиями заказчиками, либо его предпочтениями. Обычно, для получения гладкой, ровной, красивой поверхности необходимо наносить от 3 до 6 слоев шпатлевки. Первые слои выполняются сравнительно густой шпатлевкой, а последние - более жидкой. Слой на слой накладывается после полного просыхания предыдущего. Каждый просохший слой шлифуется пемзой. Если есть полная уверенность, что позолоченное деревянное изделие не будет подвергаться действию сырости и атмосферным влияниям, обработку олифой можно заменить двойной проклейкой горячим раствором плиточного столярного клея.
Если при шпатлевании художественный рельеф предмета заплывет, необходимо прочистить, или, как говорят позолотчики, прорезать рельеф, от излишних наложений шпатлевки. Эта операция производится специальным инструментом для рассечки. Работа по рассечке, особенно резных изделий, требует от мастера умения, граничащего с умением резчика и высококвалифицированного лепщика. Профилированные тяги прочищаются кусковой пемзой, которой придают рельеф тяг в зеркальном отображении. После тщательной шлифовки, или, как говорят позолотчики лишовки, поверхность промывается с помощью губки водой, протирается сухой холщевой или хлопчатобумажной тряпкой и высушивается при нормальной комнатной температуре. Затем поверхность грунтуется масляной краской на натуральной олифе.
Грунтовка производится также 3-6 раз, каждый последующий слой грунта наносится на совершенно высохший предыдущий слой. Все слои грунтовки необходимо шлифовать — шихтановать. Шихтановка производится так же пемзовым порошком на ткани или войлоке, а затем мелким порошком трепела и хвощем. По окончании шихтановки, предмет ополаскивают чистой водой, обтирают сухими, чистыми хлопчатобумажными тряпками и сушат. Хорошо отшлифованный предмет кроют масляным лаком. Лак может быть заменен хорошей сгущенной литографской олифой с добавками сиккатива. По загрунтованной и шихтанованной поверхности некоторые мастера кладут тонкий слой масляного или спиртового лака и после полного просыхания этой лаковой прокладки накладывают лак-мордан. Перед наложением мордана, лаковый слой лучше прошлифовать очень мелким пемзовым порошком на замше.
Лак кладется кистью и равномерно растушевывается по всей поверхности. Излишки лака с поверхности снимаются тампоном из марли и ваты, каждый раз новым тампоном. После подсыхания лака в фазе «от пыли», т. е. через 3-12 часов на поверхность при помощи беличьей кисти наносятся листы золота. Надо помнить, что на недостаточно просохшем лаковом слое золото тонет и делается тусклым, а к пересохшему плохо приклеивается. При толстом слое лакового покрытия — лак, отвердевая, в силу поверхностного натяжения, образует складки, так сказать «сборит».
Золото после укладки прижимается ваткой, а в глубоких местах рельефа приторцовывается мягкой кисточкой — притычкой. Золотые листики, порезанные на полоски при помощи золотарного ножа, называются строфьями. Углубление тяг оклеивается выкроенными строфьями в два приема - нанесением от краев до середины, с укладкой в середине друг на друга внахлест. После укладки золота и приторцовывания его ватой, очень нежной кисточкой снимают излишки золота.
После снятия излишков золота определяются места, где случился разрыв уложенных листов, или где не полностью покрыта поверхность, и образовался «пробел». В таких случаях производится заделка таких дефектных мест — так называемая фликовка, с последующим уплотнением золотой пленки ваткой или мягкой кисточкой. Необходимость фликовки указывает на недостаток работы мастера. После фликовки и удаления излишков золота работа может считаться законченной. Позолота в таком случае имеет блеск и окраску поверхности цельнозолотого предмета. Если есть необходимость отдельные места выделить фактурой, то в этих местах лак-мордан дополнительно снимается до очень тонкого слоя ваткой. Если необходимо тонировать золото, то его обычно кроют спиртовыми или скипидарными лаками, подкрашенными тем или иным красителем.
Золочение на полименте или клеевое золочение
Способ золочения на полимент еще называют «русским» или «на водку». Технология водяного золочения практически не изменилась, сегодня этот процесс происходит, так же как и в прошлом. Этот вид золочения наиболее трудоемкий, наиболее дорогой, но и в то же время наиболее эффективный. Он, прежде всего, позволяет золото полировать — наводить полер, как говорят позолотчики. Позолоченный предмет принимает вид цельнолитого золотого предмета. Этот способ золочения хорошо может быть выполнен только высококвалифицированным мастером. Золотят на полименте только деревянные и гипсовые изделия, не подверженные атмосферным влияниям. Требования к изделиям, подлежащим золочению, те же, что и при масляной позолоте.
Полиментом называют сложно приготовленный левкас, на который наносится сусальное золото. Существует несколько видов полиментов. Основной компонент полимента — специальная глина. Месторождения такой глины есть в Италии, Франции, Германии, США, Канаде. Но самая лучшая глина, обладающая удивительным красным цветом и отличающаяся от других сортов более мелким помолом и большей твердостью, добывается в Армении.
Рекомендуется изготовленный самим мастером полимент разводить клеевым раствором, взяв порцию, необходимую для работы на день. Мастера разводят готовый сухой полимент на теплой воде, а закрепляют белковым составом. Крепость полимента перед работой необходимо проверить опытным путем, прополиментовав 2-3 раза какой-либо брусочек или обрезок багета. Для опробования берется смесь водки и воды, и если при наложении ее кисточкой на просохший полимент жидкость быстро впитывается, следовательно, полимент слаб, если долго остается на поверхности, не впитываясь, значит полимент крепок. Положенный слабый полимент необходимо просто счистить, иногда его и не счищают, а кроют клеевым раствором и затем еще наносят 2-3 слоя полимента надлежащей крепости, что ухудшает качество. Если был положен очень крепкий полимент, то на него наносят 2-3 слоя более слабого полимента.
Полимент кладется в 6-9 слоев. Первый раз проходят жидким, но клейким полиментом, второй и третий раз более густым, потом 2-3 раза, снижая количество клея и наконец, 2-3 раза жидким, так называемым «ополоском». Полимент кладется очень мягкой кистью обычно из беличьего волоса. Слой кладется на полностью высохший предыдущий, не растушевывая в различных направлениях, а равномерно водя кистью в одном направлении. По высыхании последнего слоя прополиментованные поверхности протираются чистой тканью. Места, где предполагается иметь матовое покрытие, обычно не полиментуются, а проклеиваются раствором хорошего клея.
Процесс золочения производится следующим образом: золото осторожно выдувается из книжки на золотарный нож, придерживая одну сторону золотого листка бумажной прокладкой, и ножом переносится на подушку, где этим же ножом расправляется и режется на необходимые части. Обработанная полиментом поверхность беличьей или хорьковой кисточкой смачивается вином, смешанным наполовину с водкой, и на сырое место накладывается лапкой золотой листик. Чтобы золото пристало к волосам лапки, ее салят, для чего позолотчик натирает коровьим маслом тыльную часть кисти руки и проводит по ней лапкой. Лапка вдевается в прорезь палочки «рефелки», чтобы, держа её удобнее было работать. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с перехлестом в несколько миллиметров.
Водка немного растворяет входящий в состав полимента клей, втягивает лист сусального золота, а затем испаряется. Лист золота становится одним целым с полиментом, и неровности исправить уже нельзя. После нанесения золота его можно полировать. Для получения мягкого блеска золото полируется тампоном из ваты, капроновым чулком или беличьей кистью. Яркого блеска можно добиться полировкой зубком агата. Раньше золото полировали медвежьим или кабаньим клыком, поэтому классическая форма агатового зубка напоминает кабаний клык.
После полировки вещь осматривается и дефектные места «фликуются». Фликовать, изъянные места, удобнее кисточкой, где волос есть на двух концах. Одним концом пользуются для наложения золота, а другим смачивают разведенной водкой место с дефектом. Места, где будет золото полироваться, следует смачивать только по площади изъяна, не заходя за контур его, во избежание пятен. Лишнее золото снимается осторожно, проводя по фликам сухим пальцем или щетинной кистью. Фликованую поверхность снова полируют. При клеевом золочении без полимента на слой левкаса наносят подогретый мездровый или осетровый клей, а на него золотую фольгу кистью-лапкой. При этом способе позолоты поверхность получается матовой.
Комбинированное золочение
Комбинированное золочение наиболее распространенный вид золочения предметов, не подвергающихся атмосферному влиянию — мебель, багет, рамы для картин, а также внутренних частей здания. Комбинированным оно называется потому, что некоторые части поверхности имеют фактуру полированного блестящего металла, а рядом с ними некоторые, чаще места углублений, матовую. Поверхности с полированной блестящей фактурой получаются в результате золочения на полименте, с последующей обработкой зубками. Места матовые получаются в результате золочения «на отлип» или по желатину без покрытия полиментом и без полировки. Поверхности под матовое золочение после левкашения и лишовки не полиментуются, а кроются слоем желатинового клеевого раствора, и после высыхания клеевой пленки золотятся по водке так же, как и полиментованые места. Возможна комбинация золочения по полименту с золочением по мордану.
Прочие способы золочения
Помимо двух основных методов существуют другие способы золочения, которые применяют иконописцы. Один из древних русских способов называется «чесночным». Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет, его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием до появления отлипа. Затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном. Золото при таком золочении приобретает необычный блеск.
Существуют и синтетические лаки, дающие возможность проводить золочение намного удобнее и экономичнее. Водяное золочение иногда заменяется унифицированным полиментом, однако по методу и производимому эффекту этот способ больше напоминает масляное золочение. Униполимент делает возможным перенесение водяного золочения на архитектуру. Он сохраняет свойства масляного золочения, но при этом обладает блеском водяного золочения.
Упрощенное золочение
При желании ускорить и удешевить отделку золочение делают по способу «ормуле», что в переводе с французского означает литое золото. Для выполнения золочения по этому способу строганные или точеные изделия шлифуют мелкозернистой шкуркой, проклеивают профильтрованным раствором клея, лучше желатинового, и после просушки клеевое покрытие повторно шлифуют более мелкой шкуркой. Затем за 2—3 приема на подготовленную поверхность наносят красный спиртовой лак и на просохшее лаковое покрытие — тонкий слой желатинового клея. На просохший и затем смоченный водкой слой желатина накладывают в обычном порядке сусальное золото.
Мастера-позолотчики нашего коллектива профессионально и высококачественно выполнят золочение Вашего изделия, любым выбранным Вами способом.
Покрытие золотом и реставрация позолоты
Известно, что золото – это один из самых благородных материалов, который вот уже несколько тысяч лет пользуется широкой популярностью. Все изделия, выполненные из этого металла, имеют неповторимый, изысканный вид. Покрытие золотом разнообразных элементов декора пользуется в наши дни все большим спросом. На солнце оно переливается и привлекает множество восторженных взглядов.
Золочение поталью: профессионалом в этом деле можете стать вы сами
Существует несколько способов золочения, но наиболее популярный и качественный – это покрытие сусальным золотом или поталью. С первого взгляда, кажется, что это очень сложно воплотить в жизнь, но на самом деле, имея даже самый маленький опыт в этом ремесле, вы сможете добиться стоящего результата. Но для того, чтобы золочение поталью было совершенным, требуется немалый опыт. Эта техника с использованием такого деликатного материала довольно сложная, но очень увлекательная. Процесс золочения займет у вас несколько дней, но результат превысит всяческие ожидания. Если вы все же желаете быть полностью уверенными в безупречном исполнении, то стоит доверить процесс профессионалам, каковыми являются наши мастера.
Качественное золочение куполов
Каждый из нас хоть раз в жизни наблюдал потрясающий блеск куполов. Золочение куполов очень многое значит для православного мира. Золото в храмах – это признак вечности, величия и божественной силы. Традиция покрывать купола золотом зародилась еще в Византийской империи. С тех самых пор золочение становится все более популярным. Наружные работы по золочению куполов, качественно и безопасно, выполнят наши мастера.
Реставрация позолоты: надежные и проверенные материалы у нас
Реставрация позолоты - работа чрезвычайно интересная, но, в тоже время, довольно сложная. Существует множество вариантов позолоты: матовая, с эффектом старения, глянцевая, золочение различными оттенками. Наши мастера воспроизведут вариант золочения, примененный при создании предмета. Поэтому позолота будет выглядеть так же, как в оригинале. Задача реставратора – не только восстановить позолоту, но и сделать следы реставрации незаметными.
Нанесение позолоты – неординарный и красивый способ облагородить интерьер
Нанесение позолоты выполняется, в основном, с помощью лака – мордана. Существует множество рецептов этого лака. Каждый мастер использует свою особенную методику. При условии правильно выполненного золочения, достигается эффект цельнозолотого предмета. Ваш дом заиграет новыми красками, а вернее сказать – засияет.