Позолота

Существует несколько способов нанесения на поверхность тончайших листочков сусального золота. Это так называемое масляное золочение, его также называют золочением на лак-мордан, либо водяное (клеевое) золочение, называемое золочением на полимент.

Морданное золочение — это не только прочное покрытие, но и очень хорошая защита, позволяющая позолоте даже при нынешней экологии больших городов и кислотных дождях сохранять свои свойства. Полиментное золочение, появившееся позднее морданного, отличается более высокими эстетическими показателями, но имеет недостаток — не способность выдерживать атмосферные воздействия. Золочение на полимент применяется для  интерьеров, а  так же в отделке рам для картин и киотов. Этот вид золочения требует большой затраты труда и может выполняться только мастерами высокой квалификации. При масляном золочении на изделие очень тонким слоем наносится специальный лак-мордан, который делают по старинным рецептам. Определить качество мордана можно только опытным путем во время работы. На обработанный морданом лак накладывают листы сусального золота. Если перебрать с морданом — золото утонет в нем, изделие приобретет не золотой блестящий, а бронзовый, тусклый вид, ну а если мордана окажется мало — золото не приклеется к поверхности. Лак-мордан сохнет строго определенное время, в это время позолотчик аккуратно укладывает золотые пластины на поверхность, разравнивая их кусочком ваты или мягкой кисточкой.DSC02332

Любые корректировки после нанесения сусального золота необходимо провести до момента высыхания лака-мордана, т.к. в последствии золото приклеится намертво и любые действия с ним будут бесполезны. В конечном итоге, изделие должно иметь вид цельнозолотого, и стыки между листами золота не должны быть видны. Только такое изделие считается позолоченным правильно, а мастер, создавший шедевр — профессионалом.

Техника масляного и клеевого золочений традиционно применялась для декоративной отделки изделий и монументальных архитектурных сооружений. Позолотить сусальным золотом можно практически все. Особенно красивые работы получаются на дереве, гипсе, коже, стекле, металле, камне, полимерах. Процесс нанесения золота на предметы также требует особого мастерства, ведь от того, насколько точно будет соблюдена технология нанесения, зависит срок службы позолоты. Правильно нанесенное золото может радовать глаз 50 лет.

IMG 2245Также, существует еще несколько видов золочения, но они применяются значительно реже, или уже совсем забыты. Это покрытие предмета твореным золотом (иногда при выполнении высокохудожественной позолоты (стильная мебель, рамы) приходится производить покрытие не листовым, а твореным золотом) и золочение «через огонь». Способ золочения — «через огонь», или, как его еще называют, ртутное золочение заключается в том, что поверхность покрывается амальгамой из чистого золота и ртути. В готовой амальгаме должно содержаться 33 части золота и 67 частей ртути, по консистенции она напоминает сливочное масло. Этот способ применялся главным образом при наружных позолотных работах (купола, балконные решетки, фонтаны, мостовые решетки и т. д.). В Петербурге им вызолочены многие замечательные памятники русского зодчества (Смольный собор, собор Петропавловской крепости, купола Исаакиевского собора и другие здания).

Невозможно коротко ответить на все вопросы, возникающие в процессе позолотных работ. Теория должна тесно переплетаться с постоянной практикой, чему настоящий мастер-позолотчик уделяет всю свою жизнь.