О сусальном золоте
Сусальное золото
Суса́льное золото (сам термин «сусальное золото» происходит от слова «сусаль» – лицо, лицевая поверхность) — тончайшие (обычно около 100 нм) листы золота, которые обычно используются в декоративных целях.
Первое упоминание о сусальном золоте относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая. История производства золотых листов в районе Лон Тан, Нанкин, насчитывает около 1700 лет.
«Большинство имеет обыкновение делать украшение на стене золоченым оловом, т.к. это дешевле. Я, однако, даю тебе такой совет: старайся всегда украшать чистым золотом и хорошими красками. Если же ты захочешь возразить, что бедному эти расходы не по силам, я тебе отвечу: если ты работаешь хорошо и отдаешь своим произведениям нужное время, и работаешь хорошими красками, ты достигнешь такой славы, что богатый тебе заплатит за бедного, и твое имя станет в области живописи столь известно, что тебе заплатят за фигуру два дуката, когда другому один»
«Книга об искусстве или трактат о живописи» Ченнино Ченнини.
По своему предназначению сусальное золото подразделяется на три вида: для внутренних и внешних работ, а также для поверхностей с повышенным внешним воздействием. Соответственно, для интерьерных работ используется более тонкое сусальное золото — до 2 грамм, а для экстерьерных — от 2 грамм в книжке. Для поверхностей с повышенным внешним воздействием применяют утолщенные категории сусального золота — от 4 грамм. Выбор толщины и расход материала напрямую зависит от подготовленной к золочению поверхности и мастерства позолотчика.
Благодаря сусальному золоту, как на внутренних, так и на внешних поверхностях помещений и сооружений, достигается поразительный визуальный эффект цельнозолотых элементов.
Производство
Золото — относительно мягкий и очень ковкий металл, и его можно расплющить в чрезвычайно тонкие листы без трещин и разрывов. Уже никто не помнит, кто и когда впервые расковал маленький слиток золота до толщины паутины, чтобы украсить им некий священный предмет. Возможно, этим предметом была статуя, а может быть какая-то утварь или военный доспех. С тех пор многое изменилось в людском восприятии покрытой золотом поверхности, в пышности дворцовых интерьеров забыта ее исключительная сакральная значимость, но о ней помнят сам материал и руки мастеров, с ритуальной тщательностью продолжающих старинную традицию. Надо сказать, что в ней мало что принципиально меняется, среди позолотчиков считается дурным тоном не знать старинных сочинений на эту тему, а главным учителем по-прежнему является опыт. Сам термин «сусальное золото» происходит от слова «сусаль» – лицо, лицевая поверхность. В России сусальное золото изготавливалось как одиночными мастерами-сусальщиками, так и на небольших фабриках. Наиболее крупным центром производства сусального золота, серебра и двойника (с одной стороны – золото, с другой – серебро) издавна было Пошехонье в Ярославской губернии. Сохранилось «Изложение» производителей-экспонентов на Московской художественно-промышленной выставке 1882 г. братьев А. и И. Князевых, являющееся, по сути, подробным описанием технологии изготовления сусального золота и серебра, в своих основных чертах сохранившейся до наших дней. Но есть и такие подробности, которые многое могут рассказать о специфике и своеобразном колорите этого кустарного промысла. Обучали этому мастерству с детства – хозяева-сусальщики брали на обучение мальчиков с 13-летнего возраста, которые жили у них 4-5 лет, после чего поступали в работники за жалование. В упомянутом «Изложении» особо отмечается, что способности у мастеров-сусальщиков бывают разные: «из металла одинакового достоинства и пробы один мастер сделает свой передел искусно и чисто, а другой, напротив, и металлу употребит больше, и работа выйдет хуже, чем у первого…».
Сусальное золото изготавливается путём отливки бруска с размерами 20 см*5 см* 1 см с последующей его раскаткой в 30-метровую тонкую полосу, используя мягкость золота. Далее полоса нарезается на квадраты и каждый вкладывается между листами специальной бумаги в стопку, которая содержит от 100 до 300 квадратов сусального золота. Далее стопка листов с квадратами сусального золота помещается под молот и по ней наносится около двух тысяч ударов, пока каждый из квадратов не расплющится в круглую лепёшку толщиной в несколько микрон, а затем из лепёшки вырезается квадрат и вкладывается в книжку. Книжка может содержать от 10 до 60 листов сусального золота. Технологических операций до получения готового сусального золота от 20 до 30, и каждая содержит тонкости и секреты, влияющие на качество сусального золота. Наиболее трудоёмкой и технически сложной операцией является отбивка (расплющивание) ещё толстых квадратов, потому что наносить удары молотом нужно с определённой силой и в определённой последовательности по каждому из краёв стопки и по центру, для того чтоб золото расплющилось строго равномерно и чтобы конечная лепёшка (увеличившись в диаметре до 10 раз) имела равномерную толщину без выбитых участков и без утолщений. Чтобы она не приставала к молоту и не рвалась на части, золотую пленку кладут между двумя слоями так называемой «снасти» – раньше на Руси она изготавливалась из плевы, содранной с говяжьей печени. По этой снасти и бьют молотом, пока золото не обретет надлежащую тонкость. От этого напрямую зависит качество позолоты и её сохранность. В мире в настоящее время существует три способа отбивания золота. Первый, исторический, предполагает отбивку золота вручную. Специально обученный молотобоец бьёт по стопке молотом, рассчитывая на ловкость и глазомер. При этом способе изготовления невозможно отбить золото равномерно и получить книжки одинакового веса, книжку взвешивают после изготовления, для определения в ней лигатурного веса золота (содержания металла в книжке). При втором способе стопка помещается под автоматический молот, который, хоть и наносит удары одинаковой силы, но стопку передвигает под молотом человек. Третий способ — стопку под автоматическим молотом передвигает робот в соответствии с программой.
Применение
Декор
Использование сусального золота — это единственный практичный метод позолоты разнообразных предметов, особенно масштабных объектов вроде куполов или статуй. Благодаря ему можно создавать неповторимые шедевры. Этот метод остаётся популярным и сейчас, поскольку отдаёт в руки мастеру полный контроль над процессом золочения.
Кулинария
Поскольку чистое золото, используемое в изготовлении сусали, биологически инертно и (за счёт чрезвычайной мягкости) неспособно к образованию режущих кромок даже при такой малой толщине, сусальное золото также довольно широко применяется для украшения различных пищевых продуктов и даже имеет свой код пищевой добавки — Е175. Так, в Индии распространена практика обёртывания дорогих сладостей листками сусального золота и серебра, а в Центральной Европе известны алкогольные напитки, в которые добавляются золотые хлопья — например, итало-швейцарский «Гольдшлегер» (коричный шнапс с сусальными хлопьями) или польско-германская «Гданьская водка» (травяная настойка), украинская водка «Золото Полуботка». В Японии многие экстравагантные бизнесмены демонстрировали своё богатство, заказывая в ресторанах «позолоченный» кофе, а в наше время мода на украшение еды сусальным золотом дошла и до России.